п`о сердцу, по с`ердцу
нареч. качеств.-обстоят. разг.
1. Так, что нравится, приходится по душе, по вкусу.
2. Употребляется как несогласованное определение.
п`о сердцу, по с`ердцу
нареч. качеств.-обстоят. разг.
1. Так, что нравится, приходится по душе, по вкусу.
2. Употребляется как несогласованное определение.
кто, что кому быть, прийтись
Нравится, вызывает расположение.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) испытывает чувство глубокой эмоциональной приязни и расположенности к другому лицу (Y), к произведению искусства (Z). Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х-у по сердцу Y <Z>.
неизм.
глаг. прийтись обычно употр. в прош. вр.
В роли именной части сказ.
- Старинную музыку? Да. Она мне ближе, по сердцу больше, чем современная, как-то шире, торжественнее. А. Серафимович, Город в степи.Незнакомец понравился Жаннет, хотя он был немолод и некрасив <…>. Этот человек пришёлся ей по сердцу. И. Эренбург, Падение Парижа.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. к представлению о сердце как о средоточии не только чувств и эмоций человека, но и разума.
Компонент сердце соотносится с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры, при этом данный центральный орган жизненной силы человека в разных культурах издревле считается символом переживаний, чувств, настроений человека; ср. весёлое (бесстрашное, неспокойное) сердце и др. фразеол., включающий предлог "по" (который имеет значение меры), соотносится с пространственным кодом культуры.
Компонент сердце соотносится также с духовно-религиозным кодом культуры, являясь мерилом эмоционально-нравственной силы человека, его доброты, искренности, сострадания; ср. с чистым сердцем, доброе (великодушное, верное) сердце, сердечно рад, сердечная благодарность, сердце болит за кого-л., злое (жестокое, каменное, тщеславное) сердце, сердечность, милосердие и др. см. также в библейских текстах: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50: 9); "Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое" (Пс. 89: 12).
В основе образа фразеол. лежит синекдоха, древнейшее метонимическое отождествление части и целого: сердце как неотъемлемая часть целого замещает самого человека. см. в фольклоре: Сердце вещун, а душа мера; Сердце сердцу весть подаёт.
фразеол. в целом выполняет роль эталона, т. е. меры, эмоциональной гармонии в отношениях с другими людьми, а также качественного измерения чьих-л. эмоционально-нравственных качеств с точки зрения их соответствия идеалам конкретного человека.
см. также комментарий к ПО ДУШЕ, к ПО НРАВУ, и к НЕ ПО НУТРУ.
автор:
М. Л. Ковшова